Паломнический центр

 В 2014 году мне посчастливилось работать консультантом и сопровождающей групп в паломническом центре Челябинской епархии. В нашей области вместо нескольких малых центров был создан один — епархиальный. Для него были приобретены два комфортабельных автобуса Хендай и Ман. Таким образом мы могли совершать паломнические туры двумя группами числом в более чем 40 человек. 
  Многие люди, которые отказывались от обычных туристических поездок по святым местам, через наши туры приходили к осознанной вере и воцерковлялись. Главой паломнического центра была разработана программа паломничеств. Почти на каждом маршруте были варианты однодневной или двух-(трех-)дневной поездки. Многодневные паломничества предполагали не только экскурсионную часть, но и посещение православных богослужений на приходах или в монастырях.  
  Каждое паломничество начиналось с общей молитвы — по времени дня, с обращением к святым покровителям того места, куда мы направлялись. Затем сопровождающий группы старался познакомить паломников не только с житиями святых основателей монастырей, историей чудотворных икон, обителей, но и с основами православной веры через рассказ о таинствах Крещения, Исповеди, Причастия, Соборования. Подход к людям по возможности был индивидуальным. 
  Первый раз в моем опыте мы сопровождали экскурсию в Невьянск. Эта поездка не предполагала посещения богослужений. Здесь желающие могли познакомиться с уникальной уральской школой иконописи, называемой Невьянской — по преимуществу со старообрядческими истоками. Также в Спасо-Преображенском соборе паломники могли увидеть пять весьма интересных в художественном отношении иконостасов. Неподалеку от церкви располагается Невьянская наклонная башня. Здесь южноуральцы могли подробно узнать о колонизации Урала в эпоху Демидовых. 
  Собственно оценить древние иконы (от XVIII века) и помолиться перед ними мы смогли в Свято-Вознесенской и Никольской церквях. Последняя из них находится в пяти километрах от Невьянска. Церковь возвышается посреди старинного села Быньги. На колокольне установлены необычные куранты. Иконостас ее поражает своей строгой красотой и искусной резьбой. Большинство образов храма написаны невьянскими иконописцами. Они дали нам объективное представление об особенностях их художественного почерка. Когда мы смотрели на них, то наши молитвы, казалось, соединились с молитвой мастеров, начертавших эти образа. 
  Также в той поездке паломники изучили старинный способ чеканки монет, изготовили свои образцы под руководством специалиста городского музея. Краткий, но весьма насыщенный по программе, визит в город Невьянск оставил у нас в душе самые приятные впечатления. Ведь мы не забыли посетить и мастерские, где иконописцы уже нашего времени восстанавливают в своем творчестве связь со старообрядческой традицией церковной живописи. Гостям города особенно приглянулись иконы с пейзажными деталями, которые имеют очень своеобразный канон. Также мы познакомились с семейной старообрядческой иконой, на которых изображались святые покровители всего рода.
  Из необычного в этой поездке хотелось бы отметить то, что она показывает пример христианского милосердия и прощения через явление примирения и диалога представителей старообрядческой и современной художественной традиций не только в истории, но и в современности. Через заимствование лучшего из старины создается особенное богатство и воскресает православная самобытность нашей национальной Церкви. 
  Поразительно, в скольких прекрасных местах, где происходит возрождение веры, памятников национального духовного величия, многие южноуральцы еще даже ни разу не побывали. Среди них мне хотелось бы выделить Далматово, Чимеево, Тарасково и Верхотурье. 
  Поездки в Далматово и Чимеево, к слову, часто бывают совмещенными. В небольших поселениях в Курганской области возрождается монашеская жизнь. Далматово славится своим Успенским мужским монастырем. Именно из этого городка происходила колонизация русским христианским населением окрестных земель, в том числе и Южного Урала. Выходцы из Далматова были и среди основателей столицы Южного Урала. Святой преподобный Далмат был не просто основателем обители для иноков, оставивших мир ради служения Богу, но и наследником великого Ермака. Многое ему и его подопечным пришлось претерпеть, чтобы отстоять свою обитель от сибирских татар и калмыков, которые часто кочевали в тех местах, казавшихся им более спокойными, чем южные территории. Несколько раз варвары разрушали монастырь до основания. По сей день он окружен крепостными стенами. Сегодня монастырь возрождается после того, как с его территории убрали завод, где когда-то производили всевозможные товары для молочной промышленности. Только над одним из трех монастырских храмов ( Скорбященским) подняты купола. Недавно создана небольшая церковь с резным иконостасом. Подготовлена и гостиница для паломников, есть также небольшое хозяйство. Монахи открыты для каждого человека для духовной поддержки и совета. Часто паломники посещают и Чимеево. В Чимеево есть обитель и чтимый список Казанской иконы Божией Матери, который был обретен на сельской речке. В Далматово больше десятка монахов и много послушников, а в Чимеево пока один игумен с помощниками из женатых священника и диакона. 
  Также заслуженно почитаются среди российских христиан обители в селе Тарасково и городе Верхотурье. В Тарасково несколько святых источников. Советую посетить ключи, освященные во имя Марии Египетской, Киприана и Иустинии, Николая Угодника, иконы Божьей Матери «Всецарица». Молясь перед образом Божьей Матери и принимая святую воду, многие болящие получают исцеления от тяжелых болезней — и даже от рака. Замечательно в монастыре, образованном из приходского храма, и богослужение, которое ведется в полном соответствии с уставом. Способствует соборной молитве прекрасный мужской хор, который поет древним русским знаменным распевом. Ну а о Свято-Николаевском монастыре в Верхотурье большинству христиан все известно. Ведь этот город связан с подвигом святого праведного Симеона Верхотурского, в честь которого назван челябинский кафедральный собор. Это поистине народный святой, который своей простой проповедью уврачевал старообрядческий раскол на Урале. Был он странником и бессребренником, а жил на подаяние за свои ремесленные труды. Святой Симеон и сейчас не оставляет нас без своего молитвенного ходатайства, в чем многие из нас снова и снова убеждаемся. 
  В заключение дам координаты паломнического центра (
https://vk.com/palomcenter). Рекомендую всем по возможности съездить в паломничество. Во многих епархиях все организовано ничуть не хуже, чем у нас. В этом мы неоднократно убеждались, общаясь с паломниками изо всей России.  

Автор: Влада Коколева

Вы можете оставить отзыв, или трекбек со своего сайта.

Оставьте отзыв