История

Челябинская духовная история насчитывает уже 268 лет (с момента открытия первого православного храма в 1740 году). В наше время на Южном Урале действуют 3 монастыря – Троицкий Свято-Казанский женский монастырь, Свято-Воскресенский мужской монастырь, расположенный в поселке Иструть Саткинского района, Кизильский Свято-Покровский женский монастырь. За далью лет мы забыли трагическую историю первой челябинской духовной обители – Одигитриевского женского монастыря. Свое название монастырь получил от иконы Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы). На Руси эту икону стали называть Смоленской. Историю Челябинского Одигитриевского монастыря описала его монахиня Раиса Будрина, делопроизводитель обители и преподаватель монастырской церковно-приходской школы.

Иноческая община была основана в 1848 году в двух верстах от станции Челябинск (ныне на этом месте находится здание Правительства Челябинской области и гостиница «Южный Урал»). Его первой настоятельницей стала крестьянская девица Анна Максимовна Полежаева, которая в монашеском постриге приняла имя Агнии. Одигитриевский монастырь в Челябинске начался с небольшого деревянного домика за рекой, около Троицкой церкви. Поселившись в нем, матушка Агния принимала желающих разделить ее монашескую жизнь. В продолжение пяти лет к ней поступило 15 девиц разного возраста. В 1848 году в Челябинске побывал епископ Иосиф Уфимский, который благословил подвижниц и разрешил открыть им обитель в городе во благо и просвещение всего края. Городские власти, видя благочестивую жизнь подвижниц, выделили место под постройку дома для женской обители. Таким образом, желание и труды Анны Полежаевой увенчались успехом.

Не имея строительных материалов и средств, подвижницы, по примеру преподобных Антония и Феодосия Печерских, сами рыли ямы, устраивали себе кельи. В то время иноверцев в городе было больше, чем православных. Желающих оказать помощь благому делу не находилось. И вот за скорби и терпение Господь послал сестрам благодетеля в лице жителя Челябинска, владельца магазина скобяных изделий Петра Ивановича Ильиных. Он стал оказывать посильную помощь во всем и сделался самым ревностным участником этого благого дела. По его примеру и другие мало-помалу стали делать посильные жертвы. Таким образом, избранницы благочестивой жизни жили, трудились и молились в продолжение шести лет.

Богослужения проводились в Казанско-Богородицкой кладбищенской церкви, расположенной неподалеку (ныне на этом месте находится сквер и кинотеатр им. Пушкина). В первую очередь при обители начали постройку небольшого, но каменного храма. Сначала он был одноэтажный, с приделом во имя святых преподобных Антония и Феодосия Печерских. Позже с помощью благотворителей устроили верхний этаж с главным престолом во имя Одигитриевской Божией Матери. 1 ноября 1860 года свершилось поднятие креста на храме и колоколов, и с этого же времени было разрешено иметь священника и диакона при храме. 3 апреля 1862 года община, наконец, приобрела статус монастыря, и матушку Анну утвердили его настоятельницей. Теперь в обители стали постоянно совершаться постригать в монашество сестер, достигших высокого духовного уровня. В 1863 году было завершено строительство храма, он был освящен и открыт к богослужению.

В это время в монастыре было уже 80 сестер, и все они распределены были на разные послушания. Деятельность обители была весьма обширна: при ней имелась школа для обучения детей, в 4-х верстах от города Челябинска был устроен хутор на отведенной от казны пахотной земле в количестве 50 десятин, своими силами был выстроен каменный двухэтажный корпус с трапезною, кухнею и кельями для сестер. Средства для содержания обители поступали и от небольшого свечного завода, где трудились сестры монастыря, обеспечивая доставку свечей на весь Челябинский уезд.

Таким образом, благодаря неусыпным трудам и заботливости игуменьи Агнии, в обители водворился должный порядок. Но самое ценное приобретение монастыря при предпоследней игуменье монастыря Рафаиле – это драгоценные святыни. В первую очередь, это список с чудотворной иконы Иверской Божьей Матери, который был принесен с Афона и торжественно встречен обителью и городом в 1881 году. В 1902 году по ходатайству игуменьи Рафаилы в обитель прибыли в качестве дара святые мощи – святителя Симеона и мученика Кукши. Их торжественно встретили в обители. В 1903 году из Киево-Печерской Лавры была доставлена точная копия чудотворной иконы Успения Божьей Матери. Она была установлена вверху царских врат и по торжественным дням ее на шелковых шнурах спускали вниз молящимся для целования.

К началу 20-х годов XX века монастырь стал центром духовной и культурной жизни Челябинска. Все важнейшие челябинские святыни находились в монастырских церквах. Дети, ходившие в монастырскую школу, могли поступить в челябинскую гимназию и другие учебные заведения. К началу прошлого века при монастыре действовало четыре замечательных церкви – Одигитриевская, Вознесенская, Николаевская, Серафимовская.

XX век стал самым кровавым, бездуховным и бескультурным веком. Были разгромлены все монастыри и церкви Челябинской и Златоустовской епархии. На весь наш город остался только один Свято-Симеоновский храм. Почти все церковные ценности – иконы, церковная утварь, богословские труды, мощи святых, уникальные картины и скульптуры были утрачены навсегда. Катастрофа не могла не затронуть и Челябинский женский Одигитриевский монастырь. Началом конца обители стал приход к власти большевиков.

Некоторое время духовная обитель продолжала свою деятельность, к 1917 году несли послушания 355 монахинь. С 1908 по 1921 настоятельницей монастыря была игуменья Анастасия – Анна Григорьевна Щапова. В 1919 году на Южный Урал пришли большевистские бандиты. Вскоре, в 1920-м году, под надуманным предлогом, последовала акция «уплотнения», была отчуждена половина территории монастыря. Вскоре, по обвинению в контрреволюционном заговоре были арестованы 240 монастырских послушниц, которые были перемещены в концлагерь вместе с сотней мирян на срок в 6 месяцев. В 1921 году на Южной площади (Революции) был зверски подавлен митинг в знак протеста против закрытия монашеской обители. У монастыря было расстреляно 40 человек. Этот митинг стал самым массовым выступлением на Урале и в Сибири – 2000 участников. Эта трагедия потрясла горожан: среди погибших были самые уважаемые люди города — священник-миссионер Дмитрий (Неаполитанов), Николай Александрович Орлов, статский советник, бывший председатель педагогического совета Челябинской гимназии, член Уральского общества любителей естествознания. Даже по советским «справедливым» законам митинг был законным.

23 марта 1921 года постановлением Президиума челябинского губисполкома №35/а монастырь был закрыт. Вот имена преступников, подписавших это постановление: Локацков – зампредгубисполкома, Новиков-Лебедев, губвоенком Коврайский, предгубчека Герцман, секретарь Ларионов. Эти господа объявили защиту религии контрреволюцией, монастырь был назван «очагом религиозного дурмана и мракобесия». Губисполкомовцы были настолько трусливы, что им потребовалась поддержка подобной им общественности, во всех крупнейших предприятиях были прочитаны лекции о вреде религии, контрреволюционности послушниц монастыря. Несчастные послушницы, оплакивая арестованных и убитых сестер, разошлись по православным семьям. До 30-х годов в помещениях монастырского комплекса размещались детский приют, дом отдыха, клуб строителей с кинозалом. Но постепенно постройки обители приспосабливали под советские учреждения – окружной исполком и горсовет. В 30-е годы все монастырские здания были стерты с лица земли. За считанные годы великая православная страна забыла о своих духовных корнях, предках, многовековой истории духовной жизни. СССР устремился «по реке кровавых слез к берегам обмана» (Игорь Тальков). Лишь в 1988 году стране и Церкви удалось выйти из кризисного состояния и начать духовное возрождение.

В 1997 году единственное здание, оставшееся от монастыря, было передано епархии. Ныне там располагается храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Божьим промыслом, мы имеем небольшую частичку великолепной обители. Также, в Челябинском областном краеведческом музее находится чудотворный список с Иверской иконы Божьей матери. К сожалению, мы не знаем монастырская ли эта икона, или же нет, так как до революции существовало 2 образа. Один из них находился в кабинете Иоанна Днепровского, священника Свято-Троицкой церкви, а второй — в монастыре. Возможно, мы никогда не узнаем правды.

12 марта я была в гостях у Буновой Галины Кирилловны, племянницы бывшей монахини Коростиной Екатерины Никитичны. В семье ее матери было 14 детей – 5 сестер и 9 братьев. Семья Коростиных жила в деревне Суханово, что ныне в Курганской области. Все братья погибли на Финской войне, лишь один, Николай, вернулся с Великой Отечественной войны и вскоре преставился. Дед Никита Иванович, отец Екатерины, был церковным старостой в соседней деревне Веденка. В этот храм ходили все члены его семьи. Екатерина Никитична была старшей сестрой в семье.

Будучи молодой красивой девушкой, она решила выйти замуж, но отец воспротивился этому. Не смея ему противоречить, Екатерина ушла в монастырь. Избрав Челябинскую женскую Одигитриевскую обитель, стала нести послушание столяра, делала мебель, оформляла иконостас. В монастырской келье у Екатерины частенько гостили ее сестры – Елизавета, Мария, Анастасия. В то время матери Галины Кирилловны было около 10 лет (родилась в 1902 году). Она гостила у Екатерины в келье. Именно, благодаря ее рассказам, мы с вами смогли узнать историю монастыря изнутри. Матушка Екатерина была лично знакома с настоятельницей монастыря Анастасией. Посещала все службы, истово молилась о спасении семьи.

Вместе с ней жила ее любимая сестра Мария, несшая послушание белошвейки. Но ей не хватило духовных сил, чтобы последовать примеру старшей сестры и принять постриг. Мария ушла в мир еще до закрытия монастыря в 1921 году. Елизавета Никитична также несла детское послушание. Лишь матушка Екатерина осталась в обители до самого конца, Бог миловал ее, и она не была арестована и репрессирована.

После варварского уничтожения духовного сердца Челябинска, которым бесспорно была обитель, наша героиня вернулась на свою малую родину – в Суханово. Выжившие «сестры по несчастью» были перевезены в Омск. Екатерина решила ехать к ним. В Омске матушка и одна из послушниц – Пожидаева построили дом. После смерти подруги, продав жилье, она переехала в Челябинск (около 1951 года). В нашем городе Екатерина жила в поселке Изо, у Медгородка. Бедная как церковная мышь послушница, с радостью, уповая на Бога, приютила своего престарелого ослепшего отца, Никиту Ивановича, вскоре отошедшего ко Господу (в 1953).

После кончины своего любимого папы Екатерина переехала к младшей сестре Анастасии, которая жила на ЧТЗ, в районе улицы Танкистов, на 2 участке. Женщины жили в своем маленьком домике. Однажды, возвращаясь из гостей, матушка Екатерина была атакована извергом, хотевшим ее ограбить. После этого трагического случая, бывшая послушница не смогла прийти в себя. Матушка получила психологическую травму. У нее начались провалы в памяти. Не имея возможности содержать ее, родственники вынуждены были отдать Екатерину в дом престарелых на Оренбуржье. Там она и нашла свою кончину. От нее остались лишь три вещи – две иконы Божией Матери, и книга акафист святой Екатерине 1900 года издания.

Пусть ее трагическая судьба послужит примером благочестивой жизни для челябинцев. В нашем городе действует всего дюжина небольших храмов. Подавляющее большинство общества считает себя благочестивыми православными, но прихожан в храмах всего 2-3 десятка тысяч. Своей деятельностью надеюсь привлечь в церковь больше прихожан, духовно их соединить, чтобы они были соединены душами, как семья Коростиных-Буновых и монахини Одигитриевского монастыря.

Автор: Влада Коколева

 

 

Вы можете оставить отзыв, или трекбек со своего сайта.

Оставьте отзыв