Духовный опыт

Каждый год в Челябинске проводится набор в духовное училище, которое располагается на территории Челябинской епархии. Тот, кто планирует в будущем стать служителем церкви, найдет много информации о самом учебном заведении. Но заглянуть «внутрь» духовного опыта помогут воспоминания одного из воспитанников ЧДУ, Белоусова Кирилла, по совместительству бывшего студента факультета журналистики, ЧелГу.

 

 В 2012-ом году я окончил Челябинское духовное училище. Сейчас у меня возникло желание вспомнить приятные моменты учебы и ту духовную пользу, которую она мне принесла. Начну издалека — с мотивов поступления в духовную школу. 

  Разумеется, задумываться о христианском образовании я начал после осознанного обращения в Православие. Оставив популярные среди молодежи эзотерические направления в «духовных» поисках, я  решил изучить православное вероучение. Через опыт живой веры и сердечной молитвы сестры моей бабушки я понял то, что таинство Крещения заключает в себе нечто сокровенное, что Церковь близка любому культурному русскому человеку.  

  Господь в день празднования Успения Божией Матери привел меня в храм иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Сейчас я вижу, что это было промыслительно. Это был единственный в Челябинске приход, где перед Крещением проводились огласительные (вероучительные) беседы. Здесь у священства и прихожан была уверенность в том, что для нормальной христианской жизни необходима община. И общая, соборная молитва ощущалась в самой атмосфере храма. В этот же день я остался на огласительную беседу. Ее проводил молодой священник, отец Андрей.
Батюшка поразил меня своей несомненно сильной верой и прямотой. Он говорил о том, что человек не должен воспринимать Крещение как простой обряд. Ведь человек может обращаться к Богу и без него, его молитвы будут услышаны. Он имеет дар жизни и здоровья. Без воли Божией и волос не упадет с головы человека. Поэтому не следует креститься из соображения защиты от жизненных невзгод и темных сил. Крещение — это прежде всего таинство соединения Бога и Человека. Выражается же оно в том, что человек готов свидетельствовать свою веру во имя Христа, нравственно уподобиться Ему, получив благодать в таинстве. По Его заповеди. Просто как в потом прочитанном и осмысленном Евангелии.
Я не смог расстаться с этой общиной, в которой для меня теперь выражалась новая христианская жизнь. Уже в первые дни я пробовал молиться дома и в храме. Постепенно становился понятен язык и необычное, но одухотворенное церковное чтение и пение. Возникло желание осознать веру — тщетными показались прежние искания. Я решил идти в воскресную школу нашего прихода. Там преподавали духовенство и прихожане храма. На еженедельных занятиях Закона Божьего, Библейской и Церковной истории я укрепился в вере и принял первое Причастие.
Причастие дало мне новые силы к духовной жизни — я поверил, что это духовное приобщение к Жертве Христовой через Тело и Кровь, подаваемые нам в виде хлеба и вина. Через него и им создается Церковь. После нескольких месяцев обучения в воскресной школе с подачи отца Андрея я задумался о православном духовном образовании. В то время я счел себя неготовым и посвятил несколько лет своей жизни журналистике, ее теории и практике. Во многом этот этап моей жизни был связан с верой и стремлением о ней рассказать через творчество.
Вскоре я устал от светской журналистики, от этой учебы, постепенно я их оставил. Я приобщился к алтарническому служению, то есть к помощи священникам в совершении богослужения. Здесь я задумался о духовном образовании. Пообщавшись с настоятелем, я решил стать священником. Повторив курс воскресной школы, расширив его, а также молитвенно подготовившись, я подготовился к поступлению в Челябинское духовное училище. 
В училище принимали мужчин на основе среднего образования. Проверяли знание основных и праздничных молитв, Писания и истории, русского и церковнославянского языков, жития святого покровителя. После приема в училище учеба стала занимать большую часть моего времени, она была весьма увлекательной. В нашем училище обучались только кандидаты в священство, регентского (музыкально-хорового) и иконописного отделения не было — они предусмотрены в семинариях. Поступило нас 12 человек. Все оказались достаточно подготовленными, искренне верующими и интересными людьми. Некоторые имели высшее образование, семью. Разброс по возрасту был внушительным — от 18 до 30 с лишним.
Для преподавания в училище с момента его возрождения (90-ых годов) привлекали духовенство Челябинской епархии (области). Особенно интересными мне показались следующие дисциплины: катехизис с основами догматического богословия, история Церкви, Священное Писание Ветхого Завета, практическое руководство для пастырей, церковнославянский язык. Иногда у нас возникали оживленные обсуждения о темах Нового Завета, нравственного богословия, сектоведения, литургики, церковного устава, социальной концепции РПЦ. Также многие из нас смогли обучиться церковному пению и колокольному звону. Моим любимым занятием стало чтение на клиросе. Так я познакомился с богослужебными книгами и разобрался в различных православных службах. Воспитанники училища за период учебы смогли стать полноценными звонарями, чтецами, алтарниками (пономарями), иподиаконами (алтарниками при архиерее, управляющем Челябинской епархией). 
Через некоторое время первый человек с нашего выпуска был рукоположен в сан диакона, а затем — священника. Отцу Алексию было на тот момент 20 лет, насколько я помню. Но у него уже была жена и стремление к пастырской деятельности, что и привело его к активному служению в соборе и местечковом храме в области. Ну а во время учебы у нас было живо чувство братства людей, объединенных общими целью и смыслом жизни.
Во время учебы не хватало лишь гомилетики (науки о проповедях), более широкого изучения богословия и церковной истории. Учебная программа была сокращенной и всего лишь годичной. Но этого оказалось достаточно для того, чтобы с отличием сдать вступительные экзамены и поступить в семинарии. Выпустилось с нашего курса девять человек из двенадцати. Отсеивались люди исключительно по семейным обстоятельствам. Двое из них позже смогли восстановиться. Также двое человек пошли на очное обучение. А остальные смогли совмещать заочную учебу с тем или иным епархиальным послушанием — иподиаконством, пономарством, консультированием обращающихся в епархиальное управление, работой с паломниками, православной журналистикой. Студенты поступили в Тобольскую духовную семинарию. Мне же больше приглянулась Екатеринбургская.
Я смог без проблем поступить туда на основе училищных знаний. К слову, обучение и проживание с питанием в училище было бесплатным. А в семинарии на заочном учеба стоила символических 2500 рублей. За тысячу с небольшим предоставлялось проживание и питание на период сессии. Эти средства шли в бюджет сектора очного обучения. Многие епархии оплачивают своим работникам учебу. Большинство же училищ в стране являются двух- или трехлетними, а семинарии имеют пятилетнюю программу. В некоторых из них введен бакалавриат. Существуют также духовные академии, обучение в которых приравнивается к аспирантуре. Есть также и православные университеты со светско-гуманитарным подходом к  образованию и с различными специальностями, среди которых есть и пастырско-богословская. Таким образом, за период от четырех лет можно получить высшее духовное образование.
К сожалению, через семестр мне пришлось отказаться от семинарского образования из-за неудавшейся семейной жизни. Вктратце скажу почему. Священниками призваны быть лучшие христиане, которые могут нести своей жизнью проповедь православной веры. Поэтому устав Церкви предусматривает рукоположение в священный сан только тех, кто смог по-христиански устроить семью, ни разу не ошибившись, или же тех, кто решил жить безбрачно или в монашестве. Взвесив личные обстоятельства после развода, я решил получить светское историческое образование. Но церковно-общественной работы оставлять мне бы не хотелось.

В конце нашей беседы, Кирилл поблагодарил меня за наш разговор, который помог ему высказать свое мировидение о духовном опыте и переживании.

 

Автор: Влада Коколева

Вы можете оставить отзыв, или трекбек со своего сайта.

Оставьте отзыв