ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ

Статья от: апрель 2002г.
Иеродиакон Иларион (Соколовский)

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД
НА ПРОБЛЕМУ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ

Когда на то нет Божьего согласья,
Как ни страдай она, любя, —
Душа, увы, не выстрадает счастья,
Но может выстрадать себя…

Фёдор Тютчев

Кое-кто, прочитав заголовок этой статьи, может улыбнуться и сказать: “Личная жизнь — это разве проблема? Проблема — когда ее нет”. Но, думается, таких людей немного. Большинство же чувствует, что проблема здесь есть.

Все начинается с предрассудков.

Первый предрассудок состоит в том, что считается, будто существует земное счастье. И стоит сразу трезво уяснить, что никакого “земного счастья” не существует. Бывают относительно мирные времена, бывают времена влюбленности, бывают хорошие дни в семейной жизни — и в детстве, и в своей семье, бывают дни веселья или комфорта, — все это бывает. И до тех пор, пока человек верует, все это может быть, ибо срастворено в правильной перспективе вечной жизни. Но как только сознание наше выделит из потока жизни так называемое земное счастье и сориентируется на него, тут же душа наша схлопнется, задохнется и омрачится тягостной картиной смерти, болезней, разлук, ссор, взаимных обманов, разочарований, бессонниц, нехватки денег, неудовлетворенности друг другом и т. п. Вот и все земное счастье. И кто поклонится идолу “земного счастья”, того неизбежно ожидает крах, даже если человек достигнет немалых степеней власти и благополучия.

Второй предрассудок состоит в том, что “любви все возрасты покорны, ее порывы благотворны”. Это поистине бедствие. Здесь извращено все. Человек есть существо падшее и чреватое смертью. И потому вкусы его тоже превратны. И он думает, что влечение или влюбленность есть любовь. В обществе же фактически идет непрерывная пропаганда чувственности и поклонение ей то в грубых формах, то в “изящных”, романы культивируют всяческого рода томления и мучительства, так называемые муки любви. И общий эротический фон современной городской жизни таков, что человек к концу дня оказывается совершенно обессиленным только за счет выпитой из него тонкой энергии паразитирующими на городе демонами. Разрушительное воздействие “новой культуры” испытывают на себе люди, состоящие в браке, если не имеют поддержки в посте и молитве. Когда блудным демонам не удается совратить молодых, то они применяют другую тактику: вызывают у них холодность или бессилие; “работу” беса Асмодея являет нам библейская книга “Товит”. И пост и молитва способны укрепить силы людей, устранить явления, паразитирующие на чувственной сфере, наполнить семейную жизнь содержанием. Пожалуй, что и верность друг другу без этого вряд ли можно сохранить, разве что муж станет работоголиком или просто алкоголиком, а жена найдет удовольствие, например, в попирании детей и мужа.

Любовь есть дар от Бога. И получить любовь, и укрепить, и выстрадать ее затем, и приумножить — все это возможно только для верующего и церковного человека. Это трудно, иногда даже чрезвычайно трудно, но только на этом пути стяжеваются силы души, и человеку становится доступным счастье. Никакими “порывами любви” счастье никогда не обреталось, это ленивые и прекраснодушные фантазии. И оттого, что он или она начнут гоняться за такими порывами, счастливее не станут, наоборот, усилится тоска и истощение.

Третий предрассудок состоит в том, что человек мыслит об устройстве личной жизни, сам при этом не будучи личностью. Каков ты лично, такова будет и твоя так называемая личная жизнь. Даже психология понимает, что современный человек есть существо, исполненное страхов, неврозов, неудавшихся амбиций, тягостных детских впечатлений и т. п. И если в сердце своем такой человек не имеет теплого и мирного уголка, то его непременно поджидают кошмары. Даже и не современный нам Отелло, шекспировский герой, обнаруживает полную неспособность быть счастливым. Поскольку в душе его не было мира, гнездились чудовища самолюбия и мнительности, то он сразу поверил клеветнику, затем насладился клеветой, затем ни о чем не спросил свою невиновную жену (иначе все бы испарилось, и его змеи были бы разочарованы), затем совершил убийство и самоубийство — тягчайший грех. И любовь здесь ни при чем, поскольку она не состоялась, а победили ревность, жажда обладания и жестокость, которыми полна всякая человеческая душа.

Четвертое недоразумение касается удовольствий. “А как же удовольствия?!”. Удовольствия даны человеку для наслаждения земной жизнью и прославления Творца. Если они законны, сообразны и умеренны, тогда все благополучно. Но чем сильнее удовольствие, тем оно опаснее, так как при этом увеличивается опасность потери свободы.

Известно, что инстинкты, связанные с функцией размножения, сопровождаются особого рода удовольствиями, которые наша слабая (фактически, ослабленная первородным грехом) человеческая природа не всегда способна контролировать, особенно в молодости. Демоны блуда с большой настойчивостью подталкивают человека к разврату, так что ни один современный человек (особенно нецерковный) не может сам ясно осознавать, где было его естественное желание и где провокация демонов. И чем больше развращенности, тем сильнее воображение, которое снова с легкостью склоняет к пороку. Демоны же внушают своим жертвам идеи о том, что “это мое личное, интимное дело”, “что хочу со своим телом, то и делаю”, или “это же новая любовь”, или “а что здесь такого?!”, или “так сейчас все живут” и т. п. Половая развращенность непременно уродует душу и является грехом по отношению к Жизнодавцу Богу. Потому Церковь предупреждает: “Не гоняйтесь за удовольствиями, это очень опасно. В случае падений непременно прибегайте к дисциплине покаяния”. Если вы будете жить правильной и внутренне наполненной жизнью, то и удовольствия не преминут посетить вас, и не захочется за ними гоняться. Богу ничего не стоит, чтобы ваша жизнь “сложилась”, от вас требуется только поворот к Тому, Который совершает вашу судьбу.

Современному человеку следует напомнить, что так называемая сексуальность есть порок. Добродетелью является неразвращенность, чистота и доброе отношение друг к другу. Сейчас в городах, в кино, на телевидении “сексуальностью” насыщено все подряд: и голоса дикторов, и стиль магазинов, и манеры, и одежды, и обложки, и эстетика “дизайна” — идет целая лавина нездоровья, которая незаметно разъедает наши внутренности и опустошает душу. На обложке модного журнала 40-х годов изображена манекенщица — сейчас она выглядит странно. Просто стоит женщина, одетая в рекламируемое пальто, пытается улыбнуться, стесняется: это заметно. Сейчас же из модного журнала на тебя набрасывается существо — женщина, которая продала уже все — на ней нет живого места, она продается и улыбкой, и осанкой, и флюидами. Вот как мы живем и кто мы такие…

Большие опасности таят в себе чрезмерные увлечения спортом, интересной работой, творчеством. Из-за больших удовольствий, из тщеславного зуда эти “гонки” могут обернуться бедой и болезнью, истощающей и уродующей душу. На некотором этапе это могло быть и неплохим выходом из положения: был преодолен личный кризис, заодно развились силы организма и его способности, жизнь обогатилась новыми людьми и отношениями, накопился опыт. Но если душа вовремя не переориентируется, то окажется в новом тупике. Современное общество, к сожалению, провоцирует людей на подобные “самоотдачи”, однако развитие личности при этом идет не в ту сторону.

Так есть ли все-таки счастье? Если человек душевно здоров, то ему дается чувствовать, что счастье есть. Да, инстинкт нас не обманывает, и он называется вера. Правда, ищем мы счастья совсем не там, где надо, и совсем не так, как надо, но уже само это стремление к счастью некоторым образом его доказывает. Только где же та заветная дверь?

Сам Спаситель мира, Бог и человек одновременно, дает ответ на этот вопрос, возглашая: “Я есть дверь”. Означают эти таинственные слова то, что целью Боговоплощения и было, снизойдя к воплю оставленного человечества, вывести его из безысходности, влив в людей Свои силы. Эти слова означают: дать людям счастье, но, конечно, не такое, как они его часто “понимают”, а настоящее, в соответствии с тем, как понимает нашу пользу Творец.

Потому истинная, необманная вера непременно укажет человеку на Церковь. После множества ошибок, тупиков и страданий она выведет его к заветной Двери, где отпускаются грехи и предощущается рай. В Святом Крещении из сердца человека изгоняется наваждение врожденного обольщения и входит Божественная теплота, которую надлежит тщательно хранить. На взращивание теплоты Духа направлена вся церковная обстановка и Таинства. Это и есть начинающаяся настоящая личная жизнь, потому что тогда только и возможно сказать: “Я есть”. Когда же человек не в себе от всяческого ненормального возбуждения, что это такое тогда, его “личная” жизнь? Она уже никакая не личная. Человек запрограммирован общественной атмосферой, ему навязаны предрассудки и ненормальные аппетиты. И если такой человек не освящается время от времени, то его существование есть просто процесс умирания — от рождения до смерти, проживание, иждивение данных ему сил.

Господь хочет, чтобы люди питались Духом, оживали, радовались и освящались. Что же требуется от нас? Вера. До Рождества Христова возможность освященной жизни имел только народ древнего Израиля. После победы Христа над смертью благовестие об этом распространилось по всему миру. Россия имеет тысячелетний опыт освященной жизни.

Вера или неверие — вот реальная проблема личной жизни…

(c) Православная газета, Екатеринбург, интернет-версия, апрель 2002г, (http://orthodox.etel.ru)

Вы можете оставить отзыв, или трекбек со своего сайта.

Оставьте отзыв